Эксплуатация железобетонных конструкции в морских и океанских портах

Случай второй соответствует эксплуатации железобетонных конструкции в морских и океанских портах, в условиях действия кислых сточных вод, некоторых минерализованных жидких сред и в кислых газах.
Весьма эффективными во всех перечисленных случаях оказались ингибиторы коррозии анодного действия или смешанные. Это объясняется тем, что в плотном бетоне обычно коррозия арматуры протекает при анодном (иногда анодно-омическом) ограничении. В таких случаях, особенно при диффузионном контроле за процессом, оправдывает себя применение нитритов щелочных и щелочноземельных металлов, прежде всего нитрита кальция. Его преимущество заключается в том, что кроме пассивации поверхности стали он положительно влияет на бетон: повышает непроницаемость цементного камня и уменьшает скорость карбонизации, не дает высолов и ускоряет гидратацию силикатных фаз цемента, в том числе алита, обеспечивающего щелочной фонд бетона. Кроме того, нитриты увеличивают скорость и полноту связывания агрессивных хлорид-ионов в труднорастворимых гидрохлоралюминаты кальция, уменьшая тем самым опасность коррозии арматуры.
При исследованиях установлено, что в присутствии хлоридов механизм действия нитритов заключается в расширении зоны пассивности. Нитриты действуют в том же направлении, что и повышение щелочности среды, поэтому их относительный вклад в защиту арматуры в присутствии хлоридов тем выше, чем до известного предела ниже рН среды (в области нейтральных и щелочных сред). Именно этим и объясняется эффективность нитритов и в карбонизированных бетонах при рН порядка 9, а также в бетонах при наличии хлоридов, которые влияют на коррозию арматуры также, как и снижение щелочности среды.